«ИТС-Сибирь» - системный интегратор проектов по разработке и внедрению интеллектуальных транспортных систем

На страже порядка

В Новосибирске операторами камер фиксации нарушений ПДД работают женщины. Как показала практика, женщины более внимательны, терпеливы и стрессоустойчивы. К тому же, на агрессивных нарушителей, недовольных контролем скоростного режима, факт, что оператор - представитель «слабого пола», действует как холодный душ.

- Мы можем выслушать, разъяснить, еще раз выслушать и так по десять раз в день, - говорит оператор Анна. – Разговариваешь с человеком и видишь, как он успокаивается. Бывает, что не остается при своём, но уже не кипятится.

На вопрос, не пытались ли водители распускать руки, отвечает: «Нет, только бывает по «голове» пинали». «Головой» на лексиконе дорожников называют переносной пункт фиксации нарушений ПДД - ту самую треногу на обочине, что вызывает столько раздражения у любителей скорости.

Анна работает оператором третий год. Она не считает, что это не женская или опасная работа. И непредвиденные ситуации не выбивают её из колеи: «Я раньше машины гоняла из Санкт-Петербурга или Москвы в Новосибирск. Дорога закаляет, учит быстро реагировать, находить контакт с любым человеком и улаживать ситуации». После рождения второго ребенка стала искать работу поспокойней и поближе к дому. Кто-то из знакомых рассказал о вакансии, так и устроилась. Рабочий день оператора начинается в 7 утра - вне зависимости от времени года и погоды. Нужно установить переносную камеру, подключить её к аккумулятору, запустить программу настройки. Переносной комплекс не прячется в кустах - он стоит всегда на одном и том же месте на обочине, огороженный оранжевыми дорожными конусами. Сразу за ним - машина оператора со включенными стоп-сигналами. Метров за сто до комплекса - знак ограничения скорости. Всё стабильно и привычно - в том числе и количество нарушителей, которых летом бывает до 1000 в сутки. Впрочем, за зимний день нарушителей не на намного меньше: любителей погонять не сдерживают ни погодные условия, ни плотный поток.

На время дежурства на борту машины крепится магнитная табличка с подробным разъяснением требований ГОСТ. Ведь самая распространенная претензия оператору — отсутствие предупреждающих знаков о наличии фоторадарного комплекса на дороге. Согласно ГОСТ, такие знаки обязательны лишь перед стационарными камерами. В районе временных рубежей контроля, к которым относятся передвижные комплексы, предупреждающая информация не требуется.

Информация с камеры передается на сервер ГИБДД в конце смены. Самих нарушителей и величины превышений скоростного режима оператор не видит, может лишь только оценить количество зафиксированных нарушений. Программное оборудование позволяет моментально определять вид транспортного средства, считывать номерной знак, определять скорость и выносить фото и данные нарушителей в отдельную таблицу. Камера фиксирует госномер любого транспортного средства - от седана с низкой посадкой до «тоннара». И без разницы - едут машины в ряд или близко друг к другу - «глаз» камеры не спутает номер нарушителя с номером добропорядочного водителя.

- Многие думают, что операторы получают премию за каждого нарушителя. Ничего подобного! Есть оклад - его и получаем. И наша зарплата не зависит от того, сколько нарушителей зафиксировали: десять или тысячу, - говорит Анна. - Честно говоря, если бы нарушителей совсем не стало, это было бы хорошо. А гонщиков у нас немало!

Анна рассказывает, что у каждого оператора есть свои «поклонники» - позитивные и не очень. Напарнице, дежурившей на Дачном шоссе, однажды положили на камеру букет цветов - остановились и аккуратно положили. К самой Анне примерно раз в две недели приезжают ребята на внедорожнике. «Обычно они медленно проезжают мимо, стараясь наехать на дорожный конус, или останавливаются рядом с машиной и молча смотрят через окно», - улыбается оператор. Нам повезло: «поклонники» посетили пост во время нашего интервью. Мы попытались заснять их на видео, они - сделать вид, что всё идет по плану.

Операторы обычно работают по графику «2/2» - два дня работы, два отдыха. Такой график оптимален – люди успевают восстановиться и выполняют свою работу качественно. Во время дежурства оператору не рекомендуется отлучаться с поста и категорически запрещено спать. Был случай, когда у заснувшего сотрудника разгромили комплекс фиксации, а проштрафившийся, хоть и утверждал, что глаз не сомкнул, не мог рассказать, как всё было. Оператору можно, например, читать. Анна берет с собой пару книг, а из еды - только стакан воды. Привычная к графику работы, она каждый час проверяет работу камеры, результаты проверок фиксирует в журнале.

Все камеры в Новосибирске стоят на балансе ГКУ НСО ЦОДД - Центра организации дорожного движения. Группа компаний «ИТС-Сибирь» является подрядчиком по обслуживанию передвижных систем фиксации нарушений скоростного режима. Камер на дорогах с каждым годом становится всё больше. Например, на дороге Р-256, или, как привычней называть, Чуйском тракте: пять камер в районе Бердска, пять - в Искитиме, четыре – рядом с Черепаново. И помимо этого - ещё несколько активных муляжей в «ящиках», которые издают сигналы, улавливаемые антирадарами. Помимо операторов, дежурящих у передвижных пунктов, есть и мобильные сотрудники, которые ежедневно объезжают установленные вдоль дорог камеры. Практически каждый день по графику операторы меняют местами действующие камеры и муляжи. Иногда нужно проехать километров 60 до камеры, где-то припарковаться на узкой обочине, потом везти на базу прибор - чтобы зарядить или отремонтировать. Причем, каждый аккумулятор муляжа нужно ежедневно заряжать. Условия работы у каждого оператора разные - кто-то обслуживает 15 километров дороги и 5 камер, кто-то 80 километров и 2 камеры. Нередки случаи, когда вандалы громят камеры: порой, чтобы сдать на лом, порой ради молодецкой удали. Тогда на помощь приезжает мобильная бригада «ИТС-Сибирь» и забирает камеру для ремонта.